Источник: RETAIL&LOYALTY

Ссылка на первоисточник: http://www.retail-loyalty.org/news/novye-popravki-v-zakon-o-torgovle-podrobnosti-ot-riteylerov-i-ne-tolko/

Если предложения комитета Госдумы по экономической политике в части саморегулирования участников потребительского рынка будут согласованы и поддержаны правительством, то законопроект с новыми поправками к закону о торговле, включающими создание межотраслевой саморегулируемой организации, состоящей из представителей торговых сетей, поставщиков и госорганов, будет принят во втором и третьем чтении уже в ходе весенней сессии Госдумы. Об этом сообщил, выступая на форуме в Чебоксарах председатель комитета по экономической политике Госдумы РФ Анатолий Аксаков. Такая саморегулируемая организация («Совет рынка»), - сказал он - должна основываться на принципах полной добровольности. Основной компетенцией Совета рынка законодателям сегодня видится контроль над применением в торговле "Кодекса добросовестных практик" поставщиков и ритейлеров и арбитражная практика. Работа «Совета рынка», считает А. Аксаков, во многом позволит нивелировать возможные негативные последствия принятия законопроекта с поправками к закону о торговле, которых, в частности, опасается Минпромторг (рост цен и пр.). Комитет по экономическому развитию Госдумы сейчас действительно разрабатывает принципиально новые поправки, предполагающие введение инструментов саморегулирования на розничном рынке. Во многом они продиктованы инициативами Минпромторга, но не идентичны им. Напомним, что предложения министерства предусматривали создание «Совета потребительского рынка» (по аналогии с Советом рынка по электроэнергетике), который должен был объединить представителей сетевого ритейла и производителей ТНП. Предполагалось, что входящие в «Совет рынка» компании малого, среднего и крупного бизнеса, возьмут на себя добровольные обязательства выполнять некие общие правила (например, уже существующий дополненный и уточненный «Кодекс добросовестных практик»).
Проблема в том, уточнил председатель комитета Государственной думы по экономической политике Анатолий Аксаков, - что предполагаемый "Совет рынка" (который будет следить за исполнением "Кодекса добросовестных практик" ритейлеров и поставщиков) не подпадает под имеющееся в законодательстве определение СРО (саморегулируемой организации), т.к. он предполагает участие организаций из разнородных сфер (а не из одной). Поэтому, по всей видимости, выходом станет то, что в текст Закона о торговле будет введена некая отдельная глава о "Совете рынка". При этом участниками законотворческой деятельности обсуждается идея о том, что на местах отдельным, новым, органом "Совет рынка" не будет (напомним, что в проекте Минпромторга упоминались региональные отделения, объединяющие членов Совета рынка того или иного субъекта Федерации). По словам источников, близких к обсуждению новых поправок, роль отделений Совета рынка в регионах будут играть местные торгово-промышленные палаты (ТПП) - именно там будет осуществляться медитация и арбитраж соблюдения "Кодекса добросовестных практик" на местах. Что касается центральных медиационных и наблюдательных органов "Совета Рынка" (правление Совета и Национальный торговый арбитраж – в версии Минпромторга), то в их состав, вероятнее всего, войдут представители Федеральной Антимонопольной Службы - ФАС и, возможно, представители иных госорганов. Это согласуется и со словами А. Аксакова, который сообщил, что его комитетом уже готовятся поправки, уточняющие роль ФАС как органа, который будет действовать как финальный арбитр в случае, если конфликт поставщиков и ритейлеров не может быть разрешён в рамках стандартных процедур Совета рынка.
«Саморегулирование способствует развитию конструктивного диалога между участниками рынка и выводу их на новый качественный уровень: часть вопросов снимается в процессе открытого обсуждения, что экономит время и затраты участников рынка. Поэтому в текущих экономических условиях будущее - за саморегулированием, основанном на последовательном применении добросовестных практик" – прокомментировала инициативы о «Совете рынка» руководитель по взаимодействию с органами государственной власти АШАН Ритейл Россия Светлана Артемьева.
Представители ассоциаций поставщиков более осторожны и склонны дождаться финальных формулировок законопроекта. В частности, председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко считает: «Совет рынка как форма саморегулирования с нашей точки зрения оценивается позитивно. Однако в том виде, в каком Минпромторг предлагает ее наделить полномочиями, совет может приобрести не совсем корректную форму». Стимулирование вступления в совет должно идти не через введение неких запретов, а через внедрение системы дополнительных возможностей, бонусов, льготных условий – говорит А. Даниленко, и здесь его позиция совпадает с позицией Аксакова. Последний говорил, что вступать в Совет рынка должны побуждать «вкусные морковки» в виде льготных условий и преференций для его членов. При этом А. Даниленко считает здравой идею организации региональных отделений Совета рынка на базе местных торгово-промышленных палат. «Филиалы в регионах у действительно нужны, так как отношения торговли и поставщиков необходимо решать с учетом местной специфики. Всего не предусмотреть в законе о торговле» - говорит предправления «Союзмолоко».
Ответственный секретать Комиссии по применению Кодекса, генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров видит роль «Совета рынка» в завершении процесса институционализации "Кодекса добросовестных практик", которое позволит сделать решения, принимаемые в рамках действующих механизмов саморегулирования, обязательными для исполнения. «Россия является одним из мировых лидеров в развитии саморегулирования в торговле, и фактически не хватает только государственной поддержки, которая позволила бы применять к недобросовестным участникам рынка инструменты воздействия» - говорит М. Бурмистров. Он также полагает, что использование существующих наработок («Кодекса добросовестных практик» и решений Комиссии по применению Кодекса) позволит избежать ошибок при изменении закона, которые способны при формально благих целях привести к дискриминации тех или иных участников рынка, ещё большей несбалансированности коммерческих интересов участников рынка и, в конечном итоге, росту издержек по всей цепочке поставок. Однако эксперт все же опасается подмены саморегулирования его видимостью. «Риски я вижу в том, что законодатели начнут заново «придумывать велосипед» и, вместо институциализации реально работающей на рынке модели и механизма саморегулирования на принципах Кодекса добросовестных практик с участием НП «МЭС» и Комиссии по применению Кодекса, которая реально помогает компаниям найти решения в проблемных ситуациях во взаимоотношениях между поставщиками и торговыми сетями, будет придумана какая-то новая структура, которая не обеспечит преемственность и будет профанировать идеи саморегулирования» - подчеркнул М. Бурмистров.