На XIII заседании 31 мая 2016 года Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик приняла ряд решений, направленных на детализацию добросовестных практик реализации мероприятий по продвижению потребительских товаров, регламентацию применения торговыми сетями и поставщиками штрафных санкций, формирование эффективного механизма обмена информацией о штрафных санкциях, периодичности и формата проведения сверок взаимных расчетов по таким санкциям.

По результатам рассмотрения вопроса об использовании некоторыми торговыми сетями практики приобретении товара по специальной цене, установленной поставщиком для целей реализации конечным покупателям, с целью оптовой перепродажи, Комиссия приняла решение дополнить текст решения, регламентирующего порядок реализации мероприятий по продвижению потребительских товаров, обязательностью согласования в рамках плана мероприятий способа реализации товара (розничная реализация конечным потребителям или с возможностью продажи оптовыми партиями), а отчета по результатам мероприятий – информацией об объемах продаж товара в физическом выражении и цены реализации товара в разрезе способов: розничная реализация конечным потребителям и оптовыми партиями (если торговой сетью и поставщиком были согласована возможность различных способов реализации). Также Комиссия по применению Кодекса уточнила порядок реализации мероприятий, предусматривающих специальное снижение поставщиком в рамках договора поставки отпускных цен и/или предоставление скидки от розничной цены торговой сетью.

По результатам рассмотрения вопроса применения штрафных санкций за неправильное оформление документов в договорах поставки Комиссия вынесла решение, что практика, при которой торговая сеть или поставщик применяет к контрагентам по договору поставки штрафные санкции за нарушение требований к сопроводительным документам, не предусмотренных законодательством, противоречит нормам статьи 16 Кодекса добросовестных практик и является недобросовестной. При этом в случае выявления сторонами договора расхождений по количеству и весу товара при приемке с указанным в сопроводительных документах торговым сетям и поставщикам следует руководствоваться решением Комиссии, регламентирующим "Исправление ошибок при обмене документами".

Также Комиссии приняла решение считать добросовестной такую практику согласования торговыми сетями и поставщиками регламента расчета и условий применения штрафных санкций, а также порядка информирования о них, при которой обеспечивается обязательное согласование сторонами договора (поставщик, торговая сеть) условий применения и вида штрафных санкций, их максимальной величины и дифференциации размера в зависимости от тяжести нарушения, формы, в которой осуществляется информирование о санкциях, перечня направляемых каждой из сторон документов, содержащих основания и обоснование размера санкций, сроков предоставления информации о применении санкций, периодичности и формата проведения сверок взаимных расчетов по санкциям, порядка урегулирования разногласий и разрешения споров относительно величины и порядка применения санкций. Кроме того, Комиссия вновь обратила внимание торговых сетей и поставщиков на необходимость формирования эффективного механизма информирования о штрафных санкциях с использованием электронных технологий обмена данными.

По результатам рассмотрения вопроса об ограничениях при выборе финансового партнера по факторинговым услугам, с которыми сталкиваются некоторые поставщики Комиссия приняла решение считать недобросовестной практику навязывания контрагенту финансового партнера по факторинговым операциям и/или необоснованного ограничения возможности контрагента выбрать финансового партнера по факторинговым операциям.

Статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов прокомментировал решения Комиссии: "Регулярность и разнообразность поступающих в Комиссию вопросов свидетельствует о необходимости для потребительского рынка такой инфраструктуры как саморегулирование. Решения носят отраслевой, коллегиальный, непредвзятый, отвечающий «важности момента» характер. Но самое главное – обеспечить исполнение таких решений. Мы продолжим следить за реализацией положений саморегулирования среди федеральных и региональных участников рынка".

Председатель НП "МЭС", Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Александр Борисов прокомментировал решения Комиссии: "Решения, принимаемые Комиссией в последнее время по большей части направлены на то, чтобы уточнять и определять детали и тонкости договорных отношений сторон, которые могли бы быть устранены, если бы все участники отношений шире использовали электронные технологии обмена данными (например, п.5 протокола XIII заседания о применении штрафных санкций) или в хозяйственном обиходе использовался бы тщательно детализированный типовой договор поставки (п.п. 3,4 протокола XIII заседания). Именно поэтому члены Комиссии в своих выводах настоятельно рекомендуют расширять практику использования таких инструментов"

Руководитель Российской системы качества Максим Протасов прокомментировал решения Комиссии: "Заседание Комиссии стало традиционно богатым на выработку решений, направленных на эффективное взаимодействие поставщиков и ритейлеров. Одни решения носят детализирующий и уточняющий характер, другие обозначают круг недобросовестных практик. При этом и те, и другие решения позволяют повысить открытость и прогнозируемость бизнес-процессов. Важно отметить, что работа в рамках обозначенных правил положительно воздействует как на рынок в целом, так и на экономическую эффективность обоих звеньев товаропроводящей цепи: и производителей, и торговых сетей".

В XIII заседании Комиссии приняли участие Председатель Совета Директоров Х5 Retail Group Стефан Дюшарм, Член Президиума АКОРТ, Президент "М.Видео", Тынкован Александр Анатольевич, Президент PepsiCo Россия и Член Совета Директоров "Русбренд" Попович Сильвиу, Руководитель АНО "Российская система качества" Протасов Максим Александрович, Омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности и Председатель Правления Национального союза производителей молока "Союзмолоко" Даниленко Андрей Львович, Председатель НП "МЭС", Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Борисов Александр Иванович, Председатель Союза потребителей РФ Шелищ Пётр Борисович, Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой предпринимательского права Юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, член Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ, Губин Евгений Парфирьевич.