На XI заседании, которое состоялось 28 августа 2015 года, Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик приняла ряд решений, направленных на обеспечение баланса коммерческих интересов торговых сетей и поставщиков и детализацию условий установления штрафных санкций за нарушение условий договора поставки.

В соответствии с решением Комиссии добросовестной считается такая практика установления штрафных санкций, при которой в том числе обеспечивается: 

  • установление совокупной величины штрафных санкций за недопоставку или несвоевременную поставку (неполный или несвоевременный прием) товара в процентах от общей стоимости каждого конкретного артикула недопоставленного (недопринятого) товара и не выше 15% этой общей стоимости" относится в том числе к поставкам потребительских товаров под собственным товарным знаком торговой сети и поставкам в рамках мероприятий по продвижения потребительских товаров;
  • невзимание штрафа за недопоставку или несвоевременную поставку (неполный или несвоевременный прием) товара при стоимости каждого конкретного артикула недопоставленного (несвоевременно поставленного) или непринятого (несвоевременно принятого) товара менее 5% стоимости соответствующего артикула товара в составе заказа (ранее в решении речь шла о невзимании штрафа при поставке менее 5% от общей стоимости заказа, а не отдельного артикула)

При этом, учитывая положения п. 6 ст. 3 Кодекса добросовестных практик, Комиссия рекомендует торговым сетям и поставщикам потребительских товаров предусматривать в договорах поставки инструменты долгосрочного планирования поставок и обоюдной ответственности за невыполнение согласованных планов.

Отвечая на поступающие от поставщиков и торговых сетей запросы по поводу применения решений для различных товарных категорий или параметров договора, Комиссия отмечает, что при вынесении решения о добросовестности или недобросовестности практик взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками осуществляется комплексный анализ всех аспектов и особенностей с учётом специфики отдельных товарных категорий, параметров поставок (регулярная поставка или реализация мероприятий по продвижению потребительских товаров), прав собственности на товарные знаки (брендированные товары или СТМ), организации логистики и т. д. Если проведенный Комиссией анализ подтверждает необходимости оговорить в Решении какие-либо особенности или аспекты, то в решении Комиссии прямо указываются соответствующие уточнения. Если подобные уточнения в формулировке решения отсутствуют, это значит, что Комиссия считает решение универсальным и рекомендует его для всех видов взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. 

Также Комиссия приняла решение считать недобросовестной практику взимания поставщиками или торговыми сетями платы за перезаключение договора при изменении юридического лица (в том числе при внесении изменений в название юридического лица) в договорах поставки и оказания услуг по продвижению потребительских товаров.

По результатам рассмотрения вопроса о внедрении систем электронного документооборота, Комиссия приняла решение считать недобросовестной практику затягивания сроков внедрения или ограничения доступа одной из сторон договора поставки (поставщик или торговая сеть) к использованию электронных технологий обмена данными (системе электронного документооборота). 

Кроме того, Комиссия по применению Кодекса начала реализацию программы контроля исполнения торговыми сетями, не входящими в состав Ассоциаций АКОРТ и СНСР, норм Кодекса добросовестных практик. Информация о выявленных нарушениях норм Кодекса будет направляться в Министерство промышленности и торговли и ФАС России.

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов прокомментировал решение Комиссии: Последнее заседание Комиссии еще раз доказало, что в сфере торговли в России создана достаточно эффективная инфраструктура саморегулирования: принимаемые Комиссией решения не просто обозначают общие добросовестные правила поведения на рынке, они носят конкретный, практический характер, устанавливают справедливые правила функционирования товаропроводящей цепи и формируются, в том числе исходя из текущей экономической ситуации.  Крайне важно, чтобы нормы, устанавливаемые Кодексом добросовестных практик и решениями Комиссии, были едиными для всех и исполнялись всеми игроками рынка, независимо от их величины. Одной из задача министерства мы видим именно в создании механизмов применения положений саморегулирования для всех без исключения участников рынка. 

Председатель НП "МЭС", Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Александр Борисов прокомментировал решение Комиссии: Вопросы, рассмотренные в рамках заседания, свидетельствуют о том, что ведущие российские розничные сети реально приступили к выполнению положений Кодекса. В то же время руководители конкретных магазинов и отдельных брендов по вполне понятным причинам пытаются найти некоторые "ходы", позволяющие сохранить дополнительные доходы. В этих условиях Комиссия оперативно реагирует на сигналы поставщиков и принимает решения, закрывающие выявленные бреши в текстах, как собственных решений, так и в целом Кодекса добросовестных практик.

Сопредседатель Президиума АКОРТ и Президент ГК "ДИКСИ" Илья Якубсон прокомментировал решение Комиссии: Решение комиссии закономерно и полностью соответствует парадигме прозрачности отношений поставщиков и торговых сетей, так как штрафные санкции – не способ извлечения прибыли, а дисциплинарный инструмент, цель которого 100-процентная представленность товара на полке.

Председатель Совета ПО "РОСТ",  Член Координационного совета Союза НСР, собственник сети "Тэмле" Ринат Сулейманов прокомментировал решение Комиссии: Вектор обсуждения на заседании Комиссии не был односторонним. Рассматривались не только кейсы поставщиков, но и обращение розничной сети. В работе Комиссии крайне важен принцип зеркальности. Ведь недобросовестные практики могут существовать не только на уровне крупная сеть – поставщик, но и в отношениях между крупным поставщиком и независимой розницей. Этот же принцип зеркальности действует и отношении штрафных санкций, по которым было достигнуто общее взаимопонимание. Не только сети штрафуют поставщиков, эта мера применяется и к рознице. Наша общая позиция по этому вопросу такова: штраф – это не способ заработка, а необходимый дисциплинарный инструмент для стимулирования своевременного выполнения обязательств каждым из участников рынка.

Руководитель АНО "Российская система качества" (Роскачество) и Председатель Наблюдательного Совета Ассоциации "Руспродсоюз" Максим Протасов прокомментировал решения Комиссии: "На последнем заседании Комиссии был принят ряд важнейших для отрасли решений. Отрадно, что все из них носят прикладной характер. Например, одно из решений вносит ясность в вопрос, вызывавший ожесточенные споры участников рынка: размер штрафов за недопоставку товаров в размере 15% от стоимости не поставленного товара теперь должен распространяться на все категории товаров, в частности – участвующих в акциях и поставляемых под собственными марками торговых сетей. Также Комиссией в очередной раз предпринята попытка решить вопрос фиктивного маркетинга: решение уточнило требования к содержанию отчета о промо-акциях и оказанных маркетинговых услугах. Теперь в этих отчетах должны быть указаны детальные данные о содержании услуги, фактических объемах и цене продажи товара во время акции и иная информация. Одним из наиболее резонансных решений Комиссии должно стать решение о признании недобросовестным взимание платежей за право перезаключения договора поставки при смене юридического лица поставщика: в ряде сетей такие платежи сейчас достигают 500 тыс. рублей. Поступающие в Комиссию кейсы становятся более разнообразными: запросы поступают и от розничных сетей, и от поставщиков. Комиссией решаются споры и даются ответы на самые острые вопросы взаимоотношений поставщиков и торговых сетей, хотя уверен, что список спорных кейсов никогда не будет исчерпан до конца.  Это свидетельствует о необходимости оперативной и слаженной работы не только членов Комиссии, но и всех участников рынка на пути к  цивилизованным отношениям.

Омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности и Председатель Правления "Союзмолоко" Даниленко Андрей прокомментировал решения Комиссии: "Для нас очень важным стало начало реализации программы контроля за исполнением норм Кодекса не только сетями, входящими в МЭС, но другими представителями отрасли в разных регионах России. Мы готовы совместно с производителями продовольствия активно работать со всеми ритейлерами страны, максимально включать их в работу над Кодексом добросовестных практик и контролировать его соблюдение. Надеюсь, это будет для них стимулом для улучшения качества работы. Это позитивная тенденция, сигнал для поставщиков и органов власти о том, что добросовестные сети готовы к саморегулированию, что особенно актуально в связи с подготовкой поправок в закон о торговле".

В заседании приняли участие Сопредседатель Президиума АКОРТ, Президент ГК "ДИКСИ" Якубсон Илья Адольфович, Член Президиума АКОРТ, Президент "М.Видео", Тынкован Александр Анатольевич, Председатель Совета ПО "РОСТ", Член Координационного Совета Союза независимых сетей России, Собственник сети "Тэмле" Сулейманов Ринат Анварович, Руководитель АНО "Российская система качества" (Роскачество) и Председатель Наблюдательного Совета Ассоциации "Руспродсоюз" Протасов Максим Александрович, Омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности и Председатель Правления Национального союза производителей молока "Союзмолоко" Даниленко Андрей Львович, Президент PepsiCo Россия, Член Совета Директоров "Русбренд" Попович Сильвиу, Председатель НП "МЭС", Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Борисов Александр Иванович, Председатель Союза потребителей РФ Шелищ Пётр Борисович.